Как быстро протрезветь? Обзор препаратов и народных методов
Алкоголизм

Дата публикации: 16 Сентября 2022

Как быстро протрезветь? Обзор препаратов и народных методов

Алкогольное опьянение – состояние острой интоксикации, сопровождающееся изменением восприятия действительности. Способы быстрого отрезвления основаны на очищении организма от следов алкоголя и восстановлении работы внутренних органов.

Медицинский подход

В наркологии при оказании помощи пациентам в состоянии алкогольного опьянения используются:

• детоксикация;
  • поддерживающая терапия;
  • симптоматическое лечение.

Алкоголь из пищеварительной системы быстро проникает в кровь и в головной мозг. Распадаясь под воздействием печеночных ферментов (алкогольдегидрогеназы, ацетальдегиддегидрогеназы), этанол превращается в токсичное вещество, а затем в воду, уксусную кислоты и углекислый газ. От скорости этого процесса зависит время опьянения: чем больше ферментов вырабатывает печень, тем быстрее организм справляется с интоксикацией.

При употреблении большого количества алкоголя однократно или во время запоя нагрузка на печень повышается, поэтому орган не может быстро нейтрализовать токсины.

Лечение в наркологической клинике предусматривает удаление метаболитов этилового спирта при помощи капельницы, которая связывает яды и выводит их естественным путем – через почки.

Препараты в составе капельницы врач выбирает индивидуально, в зависимости от количества выпитого, состояния здоровья, массы тела и других факторов. Обычно инфузия включает:

• физраствор;
  • диуретики;
  • витаминные комплексы;
  • гепатопротекторы;
  • ноотропы и др.

После очищения врач назначает препараты для нормализации состава крови, предупреждения осложнений.

Преимуществом обращения к врачу является безопасность и скорость получения результата: отрезвление наступает через 1-2 часа, а после восстановительного сна человек чувствует себя полностью здоровым.

Аптечные средства

Препараты для лечения от похмельного синдрома, которые продаются без рецепта, являются симптоматическими. Они почти не влияют на скорость эвакуации алкогольных метаболитов из кровотока, но уменьшают неприятные проявления опьянения.

Популярные средства:

• Янтарная кислота. Активное вещество ускоряет расщепление продуктов полураспада этанола (ацетальдегида) до безопасных соединений, поэтому уменьшает симптоматику постинтоксикации наутро. Рекомендуются к употреблению до приема алкоголя.
  • Зорекс. Унитиол и кальция пантотенат используются в медицине при лечении от тяжелых интоксикаций. Эффективны при приеме некачественного алкоголя.
  • Алька-прим. Содержит аспирин, который обладает противовоспалительным, обезболивающими кроворазжижающим действием. Глицин в составе снижает риск побочных эффектов аспирина на слизистую желудка.
  • Алка-Зельтцер. Аспирин с лимонной кислотой и содой, которые снимают головную боль и другие проявления постинтоксикации.

Гомеопатические средства (Нукс Вомика, Пропротен 100) не являются эффективными. Гомеопатия не имеет действующего компонента и научных доказательств наличия терапевтического эффекта на организм.

В домашних условиях можно использовать:

• пероральные адсорбенты (Смекту, активированный уголь, Энтеросгель);
  • препараты калия и магния;
  • витамины группы В;
  • антиоксиданты.

Эти средства незначительно повлияют на скорость отрезвления: они не могут нейтрализовать спиртное и его метаболиты, но поддерживают организм, помогая ему эффективнее справляться с интоксикацией.

Применять диуретики и ставить себе капельницы самостоятельно нельзя. Пациент не может правильно выбрать и сочетать препараты, а также определить причину развития тех или иных симптомов. Например, тошнота может говорить не только об отравлении, но и повышенном внутричерепном давлении, отказе почек.

Немедикаментозные методы

На скорость расщепления спирта влияет метаболизм. Ускорить его можно при помощи:

• физической активности;
  • повышения температуры тела.

Минусом такого подхода является риск развития осложнений. Спорт, посещение сауны и прием горячей ванны повышают функциональную нагрузку на сердце и сосуды, что может привести к инсульту, сердечному приступу. При удовлетворительном состоянии можно принять теплый душ, совершить прогулку на свежем воздухе.

Применение фитотерапии (травяных настоев, отваров) и других народных методов является нежелательным. Любые растительные средства – сильные аллергены, которые также оказывают дополнительную нагрузку на печень и почки.

Алгоритм действий при опьянении

Чтобы предупредить развитие сильной алкогольной интоксикации, необходимо отказаться от употребления спиртного на голодный желудок. Для профилактики обезвоживания, которое служит главной причиной тяжелого отравления и замедляет вывод алкоголя из крови, следует пить достаточное количество жидкости: не менее 1 стакана воды на порцию спиртного.

Перед сном можно принять:

• таблетки янтарной кислоты;
  • пероральные адсорбенты;
  • аспирин.

Спать нужно в проветриваемом помещении, дав организму необходимое ему время на восстановление.

Важно отказаться от употребления дополнительных доз алкоголя: привычка «опохмеляться» приводит к развитию зависимости и не влияет на скорость восстановления самочувствия.

Обратиться к врачу нужно при симптомах:

• сильная рвота и диарея;
  • стойкое повышение кровяного давления;
  • тяжесть в области груди;
  • боль в животе или боку;
  • появление отеков на теле;
  • психический дискомфорт: паника, агрессия, суицидальный настрой.

Такая клиническая картина указывает на наличие осложнений, которые нельзя купировать в домашних условиях. Принимаемые препараты будут маскировать симптомы, что в дальнейшем затруднит врачу диагностику.

Источники:

• Клинические рекомендации. «ФЕДЕРАЦИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ И РЕАНИМАТОЛОГОВ»

• «Терапия основных патологических состояний, обусловленных злоупотреблением алкоголем и его суррогатами». Максимчук В.П., О.Т.Прасмыцкий, Александров А.А., И.З.Ялонецкий